Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Дата: 22 мая 2022 в 17:03
Автор: Кодик Т. И.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1.  Целенаправленность, чёткость и логика урока 

  1.1. Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.

  1.2. Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть  сформулированы  конкретно,  корректно  и  в  сфере  деятельности учащихся.

    Формы предъявления:

 устная форма постановки целей и задач;

 запись на доске (к концу урока должны узнать: …, научиться: …);

 постановка проблемы, фиксация вопроса, на который необходимо  получить ответ.

1.3. Отбор содержания проводится в соответствии с темой и целью урока.

Все выполняемые на уроке упражнения  должны соответствовать теме урока и способствовать достижению поставленной цели. Каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и делать шаг вперёд. 

  1.4. Методы и формы организации учебной деятельности должны быть адекватны теме, цели и содержанию урока.

  1.5. Конечный результат должен соответствовать поставленной цели и достигаться оптимальным способом.

2.  Реализация коммуникативно-деятельностного подхода

Основные направления работы:

  развитие  связной  речи  (работа  над  текстом,    пересказ  текста, обучающие устные и письменные изложения и сочинения);

  развитие  синтаксического  строя  речи  (работа  над  предложением  и словосочетанием);

  словарно-лексическая и словообразовательная работа (работа по обогащению словарного запаса учащихся);

  работа над звуковой культурой речи (артикуляция, правильное произношение).

Требования  к  речи  учащихся:  содержательность;  логичность;  точность; выразительность; чистота речи; ясность речи; правильность речи.

3.  Систематическая  и  системная  работа  по  развитию  навыков каллиграфического письма (требование учебной программы)

3.1. Минутки чистописания на каждом уроке – 5–8 минут

  2 класс – не менее 2 строк;

  3 класс – 2–3 строчки;

  4 класс – 3–4 строчки.

Требования: 

  сочетание коллективной и индивидуальной формы работы;

  образец учителя на доске;

  опора на анализ графических ошибок учащихся;

  связь с уроком (по возможности).

3.2. Перевод на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию.

  Начало обучения – со 2 полугодия 2 класса.

  Тетради в одну линию – с 3 класса. 

3.3. Образцы букв и соединений прописываются в тетрадях учащихся:

  2 класс – после каждого урока;

  3 класс – 2–3 раза в неделю;

  4 класс – 1–2 раза в неделю.

Обязательное требование – учёт индивидуальных графических ошибок.

4. Систематическая и системная работа по усвоению правописания слов с непроверяемым написанием (словарных слов)

4.1. На каждом уроке обязательно проводится как отдельный этап урока (5–8 минут урока) или как дополнительный компонент в процессе работы  по  каллиграфии (для  отработки  графических  навыков  берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности.

Словарная работа хорошо сочетается с работой по развитию речи и грамматической  работой  (подбор  однокоренных  существительных, прилагательных, глаголов, определение рода, склонения и т.д.)

4.2. Знакомство с новым словарным словом

Классический вариант работы –  вводится 1 новое слово в неделю: 1-й урок  – знакомство с новым словом, на 2-х последующих – отработка, слово  обязательно  включается  в  работу  на  уроке.  В  этом  случае упражнения  учебника  используются  не  для  знакомства,  а  в  качестве закрепления.

Алгоритм введения нового словарного слова

1) осознание лексического значения слова (картинка, загадка, устное выделение из предложения);

2) звуковой анализ слова (произносим –  выделяем слоги –  ставим ударение – интонируем  все звуки);

3) зрительный образ слова (карточка);

4) орфографическое чтение;

5) установление разницы в произношении и написании; 

6) решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?»;  ученики  пробуют  подобрать  проверочные  слова  (очень полезное задание для осознания общего способа действия); 

7) запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;

8) подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;

9) определение  лексического  значения  однокоренных  слов, составление словосочетаний, предложений (1–2 можно записать).

!!!  Важно  обратить  внимание  на  единообразное  написание  всех однокоренных слов («мороз» выучили, а «морозный» – с ошибкой!!!).

4.3. Этап закрепления – используются разнообразные приёмы:

  группировка слов по тематическому принципу;

  группировка по алфавиту;

  группировка по принципу «сходного гласного» (а/а;  а/а/а; о/о;  о/о/о; о/а;  а/о); «удвоенного согласного» (лл, кк, мм, нн, сс); 

  составление индивидуального орфографического словарика;

  зрительный  диктант  –  «сфотографировать»  (мысленно)  словарные слова и через минуту записать их по памяти;  

  картинный  диктант  –  учитель  молча  показывает  рисунок  с изображением предмета, ученики записывают слова в тетрадях;

  диктант «Самоконтроль» – лист тетради делится на две части: «умею писать» (+) и «не знаю, сомневаюсь» (?). Учитель диктует словарные слова,  ученики  распределяют  их  в  два  столбика.  Затем  проверяют правильность написания по словарю. 

4.4. Объём словарных диктантов (по четвертям):

2 класс – 4 – 6 – 6 – 8 слов;

3 класс – 8 – 8 – 10 – 10 слов; 

4 класс – 10 – 10 – 12 – 12 слов.

4.  Организация сопутствующего повторения

   Обязательным  элементом  каждого  урока  является  повторение пройденного  по  фонетике,  орфографии,  грамматике:  орфографические тренинги-пятиминутки,  дополнительный  орфографический  разбор  1–2 предложений из текста упражнения; предварительный орфографический анализ домашнего задания и т.д.

5.  Целенаправленная работа по формированию практических умений в выполнении различных видов разбора

На  каждом  уроке  необходимо  находить  возможность  обращаться  к грамматическому разбору.

Обязательно 1 вид разбора:

  звуко-буквенный (полный или частичный) – только устная форма;

  по составу слова (морфемный) –  устная и письменная форма;

  слово как часть речи (морфологический) – только устная форма;

  предложения  –  графически  выделяем  только  главные  члены предложения,  устно  устанавливаем  связь  слов  в  предложении (находим словосочетания с обязательной постановкой вопросов).

6.  Учёт психологической природы формирования орфографического действия 

6.1. Регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, предъявляемые на слух (не путать с устной работой со зрительной опорой, например, устно вставить буквы в слова, записанные на доске).

В  школьной  практике  существует  противоречие  между  способом обучения и способом контроля – диктант основан на слуховом восприятии, а  основная  работа  на  уроке  имеет  зрительную  опору  (упражнения  в учебнике, слова записаны на доске). 

6.2.  Использовать  на  уроке  диктанты  различных  видов (предупредительный, комментированный, объяснительный и др.). 

Диктант  как  вид  орфографического  упражнения  имеет  свою специфическую ориентировочную основу. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда ребенок пишет диктант, он  поставлен  в  условия мгновенного  реагирования  на  услышанное.  В сознании  ребёнка  уже  должен  иметься  целый  арсенал  готовых орфографических  моделей  языковых  единиц,  которые  являются результатом «свёрнутого» действия по освоению орфографического правила.  Существует  научная  теория  М.С.  Шехтера,  согласно  которой «свёрнутое»  действие  базируется  на  новой  ориентировочной  основе, требует специальных  педагогических  мер  по  его  формированию,  а  не опирается  на  ту  ориентировочную  основу,  которая  строится  в  начале усвоения, когда действие выполняется «развёрнуто».

Вывод: практиковать обучающие диктанты различных видов (до 10 минут урока). 

7.  Целевая установка учителя на безошибочное письмо. 

Реализуется  последовательной  работой  по  предупреждению возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном анализе текста, подлежащего записи, в процессе письма и после написания работы.

Средством  предупреждения  и  исправления  ошибок  является  звуко-буквенный  анализ,  предварительный  орфографический  разбор  текста, комментирование,  проговаривание  по  слогам,  подбор  проверочных  слов,

сопоставление изученных орфограмм, использование алгоритмов, опорных таблиц и т.д.

8.  Работа учителя над развитием навыков самоконтроля, умением работать над ошибками

Для проверки написанного используются разнообразные приёмы: 

  сверка написанного с образцом (по книге); 

  сверка написанного с записью на доске; 

  взаимопроверка (ученики обмениваются тетрадями); 

  учитель  ставит  знак  на  полях,  дети  сами  должны  найти  и исправить ошибку (как обучающий приём на уроке!)

Систематическая работа над ошибками –  обязательное требование учебной программы по русскому языку. 

Следует различать следующие формы:

1)  работа  над  ошибками,  допущенными  в  обучающих  классных  и домашних работах, – выполняется самостоятельно в рабочих тетрадях;

2)  работа  над  ошибками,  допущенными  в  обучающих  изложениях  и сочинениях,  –  выполняется  коллективно  в  рабочих  тетрадях (только  в классе под руководством учителя!);

3)  работа  над  ошибками,  допущенными  в  контрольных  работах,  – выполняется коллективно и самостоятельно  в  тетрадях для контрольных работ (только в классе под руководством учителя!).

Детей  надо  научить  выполнять  работу  над  ошибками!  Общая методическая установка: как только изучено новое правило, на следующем уроке отводится время для демонстрации образца выполнения работы над ошибками. Учитель объясняет и показывает, как правильно работать над ошибками, относящимися к данному типу. 

        Образец  выполнения  даёт  учитель  (условные  обозначения,  образец записи).

Работа  над  ошибками  после  контрольной  работы  проводится обязательно (на следующем уроке)!

Методика проведения

1. Раздать тетради для контрольных работ.

2. Общая характеристика выполненной работы.

3. Анализ контрольной работы. Фиксация типичных ошибок.

4. Коллективное выполнение работы над ошибками.  

5. Индивидуальное  выполнение  работы  над  ошибками  (те  ошибки, которые не были проработаны коллективно).

6. Тетради собираются и проверяются с выставлением отметки. 

9.   Инструктаж учителя о выполнении домашней работы:

1) проверка понимания содержательной части упражнения:

– Просмотрите домашнее упражнение.

– Что требуется сделать?

– На какое правило?

– Почему? 

– Давайте ещё раз прочитаем правило;

2) проверка понимания формальной стороны (Как оформить запись?)

10. Проведение в конце урока мини-проверочной работы  как диагностики к следующему уроку

 Самый объективный способ узнать качество своей (учительской !!!) работы  –  проведение  в  конце  урока  мини-проверочной  работы (продиктовать 2–3 слова или 1 предложение со словами на то правило,

которое отрабатывалось на уроке). 

Результаты  работы  покажут  учителю,  на  что  следует  обратить внимание при разработке содержания следующего урока.

11. Выполнение общедидактических требований: 

  лингвистическая грамотность урока;

  рациональное распределение времени на уроке; 

  наличие  обратной  связи  (фронтальный  устный  опрос;  учебный диалог;  оперативные  проверочные  работы;  использование перфокарт, карточек для индивидуальной работы, средств обратной связи – веера гласных и согласных, цветовые сигнальные карточки и др.); 

  индивидуальный и дифференцированный подходы;

  формирование общеучебных умений и навыков;

  учёт и использование межпредметных связей;

  перспективность и преемственность в работе;

  эффективное использование наглядности и технических (электронных) средств обучения.

Источник:    http://www.dtrono.guo.by/metodicheskiy-kabinet

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.